Четверг, 02.05.2024, 16:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы О.В. Куницыной

ГБОУ СОШ № 1262 с углубленным изучением английского языка им. А.Н. Островского г. Москвы

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Авторская деятельность
Формирование субъекта авторской деятельности в области литературного творчества

Одна из главных миссий современной школы -  создание условий для САМОВОСПИТАНИЯ, САМОРАЗВИТИЯ человека. Во время пребывания в школе ученик должен осознать, что именно Он является ТВОРЦОМ своей жизни. Последние исследования специалистов показывают, что  наше школьное образование не ориентировано на развитие творческого потенциала учащихся, оно не способно «воспитать» ТВОРЦОВ! Преобладает работа по заданным эталонам, по готовым правилам и схемам., В школе нет программ, специально направленных на развитие творческого мышления детей, на развитие самостоятельности выбора, смелости в суждениях. А ведь ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека.
Опираясь на основное положение известного методиста Рыбниковой «от ма-ленького писателя к большому читателю», мы постарались создать для детей на уроках литературы и во внеурочной деятельности пространство, в котором они почувствовали бы себя Творцами, Авторами. Ведь именно здесь ребенок в опосредованной форме может выразить собственное мироощущение, осмыслить свои отношения со взрослыми и друзьями, оценить свои природные задатки
В нашем понимании, авторская деятельность – творческая деятельность, направленная на создание какого-либо произведения, проекта и др. Субъект авторской деятельности – личность, способная к инициативным действиям: замыслу, осуществлению (выбора способа и средств реализации, содержания, жанра), рефлексии  и представлению творческого продукта.
Человек (ребенок) будет являться субъектом авторского действия в том слу-чае, если ему будут присущи определенные качества личности, развиты определенные психические способности и учебные навыки: инициативность, познавательная активность, развитое воображение, повышенный интерес к дивергентным задачам, гибкость мышления, самостоятельность, ответственность за результаты собственной деятельности.
Так как же нам, учителям, нужно организовать учебную деятельность, чтобы ученик стал автором? Ведь авторские способности – это не только природные задатки, но и работа по их развитию. Авторство рождается в адекватной ему творческой среде. И задача учителя постараться  создать на своем уроке ситуации, в которой «привычные» задачи, образы, понятия  будут переведены в разряд «необычных». Подобные «упражнения» активизируют творческое мышление учеников.
На первом этапе мы предлагаем  набор простых психолого-педагогических приемов, применение которых не требует от педагога большой специальной подготовки. Они могут быть использованы на одном из этапов   изучения литературного произведения:
1. Психолого-педагогический прием перемещение:  пересказать сюжет в другой последовательности, переместить известное детям содержание в другой жанр (например, сказку превратить в басню), перевернуть роли, сделать их противопо-ложными по «знаку»,  сменить рассказчика ( акцентный пересказ) и т.д.;                                                          
2. Психолого- педагогический прием творческих преобразований: стилизация, придумывание части произведения (внесюжетный элемент – готовый текст; несуществующий диалог между героями; пролог, эпилог; письмо писателю с сохранением или со сменой читательской позиции);
3. Психолого- педагогический прием замещение: замена какой-то части текста другой (например, черновыми записями автора или собственными вариантами), замена исторического плана, замена названия произведения другим и др.
Эти простые задания активизируют творческий потенциал учащихся: воображение детей, гибкость мышления,  побуждают их к абстрагированию, учат переносить знания в новую ситуацию. Заметим, что подобный «творческий тренинг» на любом из этапов урока литературы, является эффективным для формирования у детей понятия о вымысле как основном законе художественной литературы. Он помогает предупредить основную ошибку восприятия текста – неумение принять условность искусства. И несомненно, они, вызывая интерес у ребят , побуждают их к новым открытиям в мире литературы. А мы, учителя, должны поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему, а иногда творить и играть  вместе с детьми - в качестве равного партнера.
                                                                                                                                      Ольга Витальевна Куницына, учитель литературы

Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга (09.04.2012)
Просмотров: 940 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz