Четверг, 02.05.2024, 11:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы О.В. Куницыной

ГБОУ СОШ № 1262 с углубленным изучением английского языка им. А.Н. Островского г. Москвы

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Возможности использования метода проектов на уроках литературы

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 5- 9 КЛАССАХ

ВВЕДЕНИЕ
          Современная жизнь поставила новые задачи перед образованием. Школа должна воспитывать предприимчивого, деятельного, мобильного человека, способного жить в современном мире и быть конкурентноспособным на рынке труда. В связи с этим в школьном образовании идет поиск новых методов работы.
 В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод проектов.
     Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели.
     Метод проектов в значительной мере может обогатить классно- урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся.
      Особое распространение данный метод получил на уроках естествознания (что обусловлено самим содержанием предмета), а методических рекомендаций  и разработок учебных проектов для учителей-словесников нет, поэтому, думаю, мой опыт в какой-то мере поможет показать возможности применения этого метода на практике.
     В работе представлены требования к организации проектной деятельности, типология проектов с кратким описанием особенностей каждого вида (творческие, ролевые, исследовательские, предметно-ориентированные, интегрированные), методические рекомендации к проведению уроков-проектов по литературе  в 5-9 классах по программе А.Г. Кутузова.  Содержание данной программы в большой степени способствует претворению в жизнь проектной методики.
     Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности. Считаем, что этот перспективный метод найдет свое достойное место в практике преподавания.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Метод проектов - это такая система организации учебной деятельности, при которой учащиеся приобретают знания в процессе организации и выполнения постепенно усложняющихся творческих заданий-проектов, обладающих субъективной (иногда объективной) новизной.
Под творческой понимают такую деятельность, которая способствует созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.
Метод проектов (метод проблем) возник во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Он основан на педагогических концепциях американского педагога, психолога и ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюи, который разработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы "свободного предпринимательства". Джон Дьюи применял свою теорию в экспериментальной "школе-лаборатории" при Чикагском университете в 1896-1904 гг.  В 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин "проект".
Продолжателем школы Дьюи был американский педагог У.Х.Килпатрик. Разработанная им система образования и воспитания была основана на интересах и самостоятельности мышления ребенка. По мнению Килпатрика, обучение должно происходить в процессе решения учениками определенных проблем, представляющих интерес.
Вопросы организации обучения по методу проектов освещались также в работах Э.Келлингса, Л.Э.Левина, П.П.Блонского и других педагогов. Н.К. Крупская считала, что метод проектов развивает инициативу школьников, приучает их к плановой работе, учит взвешивать все обстоятельства, учитывать трудности, наблюдать, проверять себя в ходе работы, развивает энергию, настойчивость в достижении цели, приучает к самостоятельности.
В начале XX века метод проектов привлек внимание русского педагога С.Т.Шацкого, который начал работу своей экспериментальной группы в 1904 году и определил основные элементы метода проектов.
К ним относятся:
- реальный опыт ребенка, который должен быть выявлен педагогом;
- организованный педагогом опыт (учитель организует для учащихся занятия, осуществляя дифференцированный подход);
- соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания);
- упражнения, формирующие у детей нужные навыки.
Развитие метода проектов в России связано с именами В.Н. Шульгина, М.В.Крупенина, В.В.Игнатьева и других. Опыт отечественных педагогов, провозгласивших метод проектов единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, обобщался в периодическом издании "На путях к методу проектов".
Однако, 5 сентября 1931 года Постановлением ЦК ВКП(б) "О начальной и средней школе" метод проектов был осужден и в дальнейшем не применялся российскими педагогами. Причиной этого считается отказ от опыта капиталистических государств, придание методу проектов политической направленности, подчинение комплексным проектам всей школьной жизни.
В настоящее время в связи с реформированием школьного образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике с учетом ошибок прошлого. Метод проектов должен обогатить учебный процесс в школе.




ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
МЕТОДА ПРОЕКТОВ:

1.    Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду и т.п.).

2.    Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный с партнером по проекту выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и т.п.).

3.    Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.    Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.    Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

•    определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
•    выдвижение гипотезы их решения;
•    обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
•    обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
•    сбор, систематизация и анализ полученных данных;
•    подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
•    выводы, выдвижение новых проблем исследования.


ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

Прежде всего, определимся с типологическими признаками. Таковыми, с нашей точки зрения, могут быть:

1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность выполнения проекта.
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.


Исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие

Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и т.п.). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.

Ролевые, игровые

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные)

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и пр.) и обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.) - презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции и т.п.).
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.
Структура исследовательской деятельности с целью информационного поиска и анализа очень схожа с предметно-исследовательской деятельностью, описанной выше:

•    предмет информационного поиска;
•    поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов;
•    аналитическая работа над собранными фактами;
•    выводы;
•    корректировка первоначального направления (если требуется);
•    дальнейший поиск информации по уточненным направлениям;
•    анализ новых фактов;
•    обобщение;
•    выводы (и так далее - до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта);
•    заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка).

Практико-ориентированные (прикладные)

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления, проект зимнего сада школы и т.д.).
Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, т.е. оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
По второму признаку - предметно-содержательной области - можно выделить следующие два типа.


Монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле физического или исторического знания и т.д. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это- либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство», «Культура общения», «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XX веков» и пр.). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ПРОЕКТОВ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
 На наш взгляд, к созданию проектов ученики могут приступить уже в 5-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, альманах, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства.
    Необычные по форме, такие проекты вызывают особый интерес учащихся, при этом учитель решает серьезные образовательные задачи. Например, в 5 классе учим детей работать с текстом: видеть особенности жанра, структуру произведения, вычленять эпизоды. Эти задачи решаем, предлагая такой творческий проект: создать комиксы по произведению (небольшого объема, хорошо известного жанра). Сама форма «приказывает» ученикам внимательно прочитать произведение, выделить самые важные эпизоды, отобрать текст, в рисунках попытаться выразить характер  персонажей. Работа проходит в группах, где роли распределяют сами ученики.
Чем старше становятся учащиеся, тем сложнее проектные задания. Так, в 7 классе ученики не только самостоятельно изучают произведение, но  и рассматривают его в контексте эпохи. При изучении раздела «Духовная литература» ученики получают задание: создать сценарий лекции для Литературного музея (такой музей есть в городе) по «Житию Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Этот проект опирается на ролевую игру, и работа организуется следующим образом: после обсуждения класс делится на творческие группы «историков», «литературоведов», «искусствоведов». Ребята самостоятельно находят исторические сведения об эпохе, в которую жил  Сергий, дают комментарии к тексту, подбирают музыкальное и художественное оформление, отрывки для выразительного чтения.
Творческие проекты могут быть не только групповыми, но и индивидуальными. Традиционные сочинения на литературную тему можно легко превратить в проект, если придать работе практическую направленность: написать статьи для хрестоматии, литературного альманаха. «Значительность» такого задания вызывает в среднем звене желание выполнить работу как можно лучше.
 Программа А.Г. Кутузова в большой степени способствует претворению в жизнь литературно-творческих проектов. Программа особую роль отводит творческим работам и заданияь, ориентированным на развитие творческого потенциала учащихся и на формирование у них литературно-художественных умений.Содержание творческой деятельности, которую можно осуществить в форме проектов, заложено в самой программе: изучение каждого раздела заканчивается созданием целостного текста определенного жанра, где мир и специфика художественного произведения определяются законами этого жанра. Учащиеся сочиняют стихи, сказки, рассказы, сценки и т.д. индивидуально или, если работа вызывает затруднения, в группах. Вэтом случае дети не только пишут литературные произведения, но и создают к ним иллюстрации.А задания для творческих проектов можно найти в хрестоматии в разделах «Творческая мастерская», «Проба пера».Самый главный проект, который создает каждый учащийся в своей школьной жизни неоднократно и который представляет на выпускном экзамене, - это сочинения на литературную тему. Обучая учащихся написанию сочинения, учитель уже учит создавапть литературно-творческие проекты: вычленять основные проблемы, находить пути их решения, аргументировать, анализировать, синтезировать. Для многих школьников написание сочинения продолжает оставаться наиболее сложным видом работы. Чтобы помочь учащимся овладеть методикой и технологией создания сочинения, предлагаем написать сочинение в прцессе не индивидуальной, а парной или групповой работы. После обсуждения предложенных тем ребята составляют план, тезисы, подбирают необходимые цитаты, возможные эпиграфы. Для этой работы ученики могут использовать и дополнительную критическую литературу.
    Грамотно организованная проектная деятельность может стать основой  для формирования умения выражать разные точки зрения на одну проблему, принимать и критически переосмысливать позицию другого. С этой целью можно использовать ролевые проекты. При выполнении таких проектов участники принимают на себя определенные роли, предписанные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные отношения. Степень творчества здесь очень высокая, но основным видом деятельности является ролево-игровая. Ученики, выполняя такие проекты, получают возможность оказаться  в роли другого, выразить его мнение. Такие уроки-проекты, хотя и проводятся достаточно редко, становятся настоящим зрелищем. Так например, на итоговой читательской конференции в 8-ом классе в «литературной гостиной» встретились представители разных эпох и литературных направлений. Провозглашая идеалы, устремления своего времени, они оценивали литературу других эпох, отмечая традиции и новаторство, прогнозировали, каким будет словесное искусство в XXI веке. В 9 классе при изучении комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" для более глубокого понимания идейного замысла автора, образов произведения можно предложить ролевой проект "Театральный разъезд после премьеры новой комедии".
    Умению работать с различными информационными источниками ученики могут научиться в ходе выполнения исследовательских проектов. Такие проекты напоминают по своей структуре подлинные научные исследования в миниатюре: выбирается актуальная тема, формулируется проблема, выдвигаются гипотезы ее решения, обсуждаются результаты и делаются выводы. Эти проекты можно осуществлять уже в 7-ом классе, так как у учащихся имеется достаточный читательский опыт.  При изучении раздела «Героический эпос»  на заключительном уроке предложили ребятам выполнить исследовательский культурологический проект: «Сходства и различия в жизненном укладе, верованиях, традициях древних славян и скандинавов (на основе сравнительного анализа русских былин об Илье Муромце и скандинавских саг о Кухулине)». Работа над проектом способствовала глубокому пониманию особенностей  каждого произведения и в то же время осознанию единства мировой литературы.
    Умению координировать свои действия, соотнося их  с четко поставленной целью, отбирать самое существенное, необходимое для работы способствуют практико-ориентированные (прикладные) проекты.
    Такие проекты обязательно направлены на социальные интересы самих участников и носят практический характер. Это могут быть рекомендации, выработанные учащимися для изучения какого-либо произведения или жанра; памятки, справочный материал, комментарий, словарь или словарная статья для литературоведческого словаря. Работа должна отличаться новизной (субъективной или объективной) и научной или практической ценностью. Поэтому такие проекты требуют продуманной структуры, коллективного обсуждения результатов каждого этапа работы, корректировки. Мы предлагаем проведение проекта моделирования содержания урока, или алгоритм изучения произведения. После знакомства с текстом художественного призведения учащиеся 7-9 классов сами создают проект его изучения, исходя из основной эстетической проблемы курса. В таких пректах дети намечают основные темы и проблемы для обсуждения, определяют, сколько уроков и какого типа необходимо, какова роль учителя (справятся ли ученики сами или потребуется помощь учителя), решают, кто должен вести урок. Если готовится урок-семинар, то учащиеся разрабатывают вопросник к нему, составляют список литературы. Результатом подобного проекта является своеобразный конспект урока, который может проводить учитель, а могут и сами учащиеся. В 7 классе дети сами разработали и провели урок по новелле П. Мериме "Маттео Фальконе", в 9 классе - по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека".
    Все эти виды проектов могут быть организованы на любом этапе, занимать 10 - 15 минут (как правило, это индивидуальные или парные проекты творческого характера) или длиться 2 - 3 урока (масштабные групповые или фронтальные исследовательские проекты).
    Как организовать проектную деятельность на уроке? Любой проект включает следующие этапы:
постановка проблемы, выбор темы проекта, ее обоснование («круглый стол», «мозговая атака»);
выдвижение гипотез, путей решения проблемы, выбор методов, способов оформления конечных результатов;
обсуждение плана работы (распределение ролей);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, презентация.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

Покажем один из возможных вариантов использования метода проекта на уроке.
    7 класс.  Проект «Книга Е.Л. Шварца, переизданная нами».
    Данный проект организуется на последнем этапе изучения  произведения как своеобразный итог работы над интерпретацией авторского текста. Эта работа не только проверяет глубину понимания произведения, но и способствует развитию творческого потенциала каждой личности, входящей в группу, а также умений взаимодействовать друг с другом. Кроме того, работа над этим проектом воспитывает в учащихся бережное отношение к книге, ведь они на собственном опыте убеждаются, насколько издание книги - кропотливая и ответственная работа.
    Конечный итог проектной работы - макет книги Е.Л. Шварца, соответствующий «законам» книгоиздания (оформление, размещение и качество статей и т.д.).
    Тип проекта: групповой, творческий, межпредметный. В начале урока следует вступительное слово учителя о произведениях удивительного сказочника Е.Л. Шварца: полные юмора и чудес, они дают возможность задуматься над очень важными для человека проблемами. Книги этого автора заслуживают того, чтобы их читали и перечитывали взрослые и дети. И они должны быть такими же яркими, как и сами сказки. После этого классу предлагается стать на время издателями и подготовить к выпуску книгу Е.Л. Шварца в серии «Библиотека для детей». Объявляется конкурс на лучший макет книги.
    Выясняем, какие знания необходимы, чтобы выполнить «заказ». Оказывается, что нужно хорошо знать не только  автора и его произведения, но и «законы», по которым «строятся» книги. Попадаем  с ребятами в «мастерскую книгоиздания». Сравнивая разные книги, ребята узнают предназначение каждой части: обложки, форзаца, титула, фронтисписа, оглавления, иллюстрации, аннотации, предисловия, послесловия.
    Следующий этап - групповая работа. Класс делится на творческие группы по 6-8 человек. Происходит обсуждение внутри каждого «издательства», что должно быть в их книге, составляется план работы, распределяются роли. Далее начинается индивидуальная работа по выбранному направлению. В итоге, объединив все части, получают единый проект. (Этот этап работы проходит за пределами класса как домашнее задание.) Встречаемся на 2-ом уроке - конкурсе-презентации проектов. Представители групп рассказывают о своей работе, отвечают на вопросы аудитории.
    Работы оказались очень интересными. Авторские вступительные статьи и послесловия показали, насколько глубоко ученики поняли смысл произведения Шварца. Оформление и иллюстрации каждой группы отличались оригинальностью. Да и книги получились разными: кто-то издал одну пьесу Шварца, другая группа - «книгу двух сказочников о свете и тени» Андерсена и Шварца, третьи  решили издавать сборник сказок автора.
    Таким образом, на  уроке мы вспомнили и героев сказки «Тень», их характеры, поговорили об идее произведения, наконец, больше узнали о личности и творчестве этого удивительного сказочника.
     Наш опыт показал, что проектная деятельность, аккумулируя все знания,  умения и навыки учащихся, выводит их на принципиально новую ступень познания и творчества.





БИБЛИОГРАФИЯ
1.В мире литературы: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учеб. заведений / Авт.-составители А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др. - М.: Дрофа;

2.Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. - М.: Знание, 1985;

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - с. 64-110;

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - с. 60-65.
   








Категория: Мои статьи | Добавил: Ольга (22.04.2012)
Просмотров: 7859 | Теги: Куницына, метод проектов | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz