Как в доме есть чердак, где хранятся вещи, которые "обязательно когда-нибудь могут пригодиться", так и здесь собраны материалы, которые могут пригодиться учителю
В современном обществе меняются приоритеты образования: в новом Федеральном государственном образовательном стандарте 2009 г был продекларирован главный приоритет современного образования – воспитание ЧЕЛОВЕКА РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ.
С этого учебного года большинство школ России организует учебно-воспитательный процесс по стандартам нового поколения. Новый стандарт образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. В отличие от стандартов прошлого поколения это должен быть не только предметный результат, включающий освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и применению, но и метапредметный, включающий освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, а также личностный, включающий готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Таким образом, через четыре года в основную школу придут «другие» дети, владеющие основами умения учиться, способные к организации собственной деятельности , любознательные, активно и заинтересованно познающие мир. И наша задача – создать условия, в которых бы ученик был не объектом педагогического воздействия, а субъектом учебной деятельности. Это предполагает использование иного метода организации учебной деятельности школьника, нежели существующий в сегодняшней практике большинства учителей средней школы .
Интересной с этой точки зрения мне представляется технология развивающего обучения (Она утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова). В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
Принципы, лежащие в основе технологии развивающего обучения:
вне деятельности нет развития;
знание учениками их собственных возможностей и результатов учения есть обязательные условия их дальнейшего психического развития;
ученик становится субъектом учебной деятельности лишь на основе таких личностных самообразований, как активность, самостоятельность и общение.
Условия достижения
Организация учебного пространства на основе ведущих понятий теории развивающего обучения «учебная деятельность и её субъект»; Построение образовательного пространства как пространства ориентировочной деятельности ученика за счет движения от замысла – к опробованию – достраиванию – к решению – к действию;
Создание условий для индивидуализации обучения через предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и средств для решения самостоятельно поставленных перед собой учебных задач, выбора «пространства» деятельности;
Активное использование в педагогической практике интерактивных технологий: методов продуктивного диалога и проектной деятельности, информационных компьютерных технологий;
Освоение новой педагогической позиции «педагогического менеджера»;
Использование в образовательном процессе различных источников информации, в том числе учебников разных авторов, создание собственных методических средств, позволяющих организовать продуктивную индивидуальную и самостоятельную деятельность учащихся;
Слияние учебной и внеурочной деятельности.
Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.
Организация учебной деятельности в рамках технологии развивающего обучения
Объяснение нового материала Этап постановки Учебной задачи (УЗ) Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают, то есть ставят перед собой учебную задачу. Методические приемы:
Использование специально отобранного дидактического материла (внешне должны быть похожи на задания, выполняемые учениками с успехом) для обнаружения проблемы.
Сопоставление разных точек зрения на языковое явление (привлечение разных источников информации).
Создание ситуаций, способствующих введению учебной задачи: реальные речевые или языковые трудности (ошибки в речи, использование "лишних” вопросов, заданных на предыдущих уроках).
Исследовательский проект
Импульсом к поисковой деятельности могут быть коллизии. Они возникают тогда, когда: - ребенок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения поставленной проблемы; - он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.; - он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. В таких ситуациях обучение идет не от простого к сложному, а, скорее, от сложного к простому: от какой-то незнакомой, неожиданной ситуации через коллективный поиск (под руководством учителя) к ее разрешению. Реализация дидактического принципа «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности» требует так отбирать и структурировать содержание, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение. Мера трудности варьируется в зависимости от возможностей каждого школьника, вплоть до прямой помощи. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.
это такая система организации учебной деятельности, при которой учащиеся приобретают знания в процессе организации и выполнения постепенно усложняющихся творческих заданий-проектов, обладающих субъективной (иногда объективной) новизной. МЕТОД ПРОЕКТОВ дает возможность не только осваивать теоретические основы, но и овладевать практическими способами их реализации в различных ситуациях общения, в различных коллективах, осознавая свое место в культурном, социальном пространстве. Умение работать с различными информационными источниками учеников формируется в ходе выполнения ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ. Такие проекты напоминают по своей структуре подлинные научные исследования в миниатюре: выбирается актуальная тема, формулируется проблема, выдвигаются гипотезы ее решения, обсуждаются результаты и делаются выводы. Эти проекты выполняются уже в 7-ом классе, так как у учащихся имеется достаточный читательский опыт. Так, при изучении раздела «Героический эпос» на заключительном уроке ребята выполняли исследовательский культурологический проект: «Сходства и различия в жизненном укладе, верованиях, традициях древних славян и скандинавов (на основе сравнительного анализа русских былин об Илье Муромце и скандинавских саг о Кухулине)». Работа над проектом способствовала глубокому пониманию особенностей каждого произведения и в то же время осознанию единства мировой литературы Этап решения Учебной задачи (УЗ) Целью этапа анализа и решения учебной задачи является нахождение способа действия, фиксирование хода поиска в виде модели, схемы, таблицы, что не только снимает нагрузку с памяти, но и позволяет увидеть те связи и отношения, которые на первый взгляд не видны в языковом материале. Методические приемы:
Организация групповой работы, поляризация пространства.
Учебная дискуссия.
Моделирование
«Опробование» модели на учебном материале
Целью урока анализа и решения учебной задачи является нахождение способа действия, фиксирование хода поиска в виде модели, схемы, таблицы, что не только снимает нагрузку с памяти, но и позволяет увидеть те связи и отношения, которые на первый взгляд не видны в языковом материале. Умение организовать и поддержать коллективный диалог в условиях анализа и решения учебных задач является наиболее сложным компонентом методического мастерства учителя. Сложность этой задачи определяется тем, что оно не имеет стандартных решений. В каждой конкретной ситуации учителю предстоит найти уникальные по содержанию и форме способы своего участия в диалоге, которые, с одной стороны, направляли бы его в нужное русло, не позволяя ученикам уклоняться в сторону под влиянием случайных ассоциаций, а с другой стороны, оставляли бы им достаточно свободы для дискуссии.
Отработка нового правила Этап отработки способа действия Задача этого этапа – уточнить, конкретизировать способ действия, определить границы его действия. Это урок решения частных задач с использованием открытого на предыдущем уроке способа действия. Методические приемы:
Практико-ориентированные, творческие проекты.
Разноуровневые задания, работа со столом «подсказок»
Задачи с «избыточными» данными
Смена позиций учениками («побудь в роли эксперта..», «представь себя в роли учителя и спрогнозируй, какие ошибки может допустить ученик при выполнении задания» и т.д.)
Задачи с недоопределенными данными (задания, в которых не хватает данных для решения, после анализа ученики должны сделать запрос учителю).
Умению координировать свои действия, соотнося их с четко поставленной целью, отбирать самое существенное, необходимое для работы способствуют ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ) ПРОЕКТЫ. Такие проекты обязательно направлены на социальные интересы самих участников и носят практический характер. Это могут быть рекомендации, памятки, справочный материал, комментарий, словарь или словарная статья для литературоведческого словаря. Работа должна отличаться новизной (субъективной или объективной) и научной или практической ценностью. Поэтому такие проекты требуют продуманной структуры, коллективного обсуждения результатов каждого этапа работы, корректировки. Примерами могут служить уроки-проекты моделирования содержания урока или алгоритм изучения произведения. После знакомства с текстом художественного произведения учащиеся 7-9 классов сами создают проект его изучения, исходя из основной эстетической проблемы курса. В таких проектах дети намечают основные темы и проблемы для обсуждения, определяют, какова роль учителя (справятся ли ученики сами или потребуется помощь учителя), решают, кто должен вести урок. Если готовится урок-семинар, то учащиеся разрабатывают вопросник к нему, составляют список литературы. Результатом подобного проекта является своеобразный конспект урока, который может проводить учитель, а могут и сами учащиеся. В 7 классе дети сами разработали и провели урок по новелле П. Мериме "Маттео Фальконе", в 9 классе - по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека".
Обобщение и контроль Этап рефлексии и контроля Задача этих уроков – не только проверить знания учащихся, но и способствовать формированию у учащихся самоконтроля и самооценки. Методические приемы:
«Прогнозирование» контрольной работы, составление «пробной» контрольной работы
Самооценка выполнения контрольной работы (Ответы на вопросы: «Что я хорошо знаю и умею по теме…», «Какие задания вызвали у тебя наибольшую трудность, с чем это связано?» и т.п.)
Позиция «педагогического менеджера»
Организация учебного процесса в технологии развивающего обучения требует изменений в отношениях между участниками учебного процесса. Отношения сотрудничества, делового партнерства отвечают целям развивающего обучения. Учебно-исследовательская деятельность по самой своей природе является коллективно-распределенной, поскольку она предполагает сопоставление и критическую оценку различных подходов к решению учебной задачи. Необходимым условием совместной деятельности является развертывание ее как коллективного диалога. Учебный диалог в развивающем обучении - это не фрагмент, а форма урока. Задача учителя, организующего учебный диалог - держать паузу незнания. (В ней и возникает "коллективное мышление”. )Найденный в процессе диалога способ решения задачи остается открытым для критической оценки и коррекции при столкновении с новыми обстоятельствами. Учителю необходимо освоить роли, которые способствуют максимальному проявлению учебной самостоятельности ребенка: это заказчик проекта, скрытый организатор, открытый помощник, мастер, эксперт, внимательный слушатель. Каждый урок для ученика должен стать Событием открытия нового знания в себе и о себе. Каждый урок должен Со-бытием –моментом, когда становится возможным соединение, содружество, сотворчество разных мировоззрений, культур, носителями которых выступают он, его друзья и учитель. И так рождается урок- «восхождение», урок-исследование, урок- сотрудничество, урок-общение. Наблюдения за организацией развивающего обучения позволяют говорить не только о развитии интеллектуальных способностей учащихся, об умении их мыслить самостоятельно, о развитии таких универсальных способностей, как анализ, рефлексия, планирование; но и о благотворном влиянии развивающего обучения на учителя: повышается уровень его профессиональной подготовки, он становится исследователем и творцом, испытывающим огромное удовлетворение от работы благодаря заинтересованности учеников, их желанию узнавать все больше и больше.
Качества личности, определяющие продуктивность учебной и социальной деятельности ученика:
обучаемость,
организованность,
самостоятельность,
коммуникативность,
саморегуляция,
ответственность,
практический интеллект,
надежность,
способность к планированию,
самоконтроль
В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Результаты реализации педагогической деятельности:
При переходе в старшее звено учащиеся способны самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, находить средства и способы ее решения, индивидуально выстраивать траекторию собственного продвижения в учебном материале;
у учеников сформированы действия самоконтроля, они способны контролировать свои учебные действия и критично оценивать полученный результат;
у учеников успешно формируются навыки авторского действия, которые проявляется в умении составить учебные задания, справочники, творческие проекты;
ученики демонстрируют владение различными формами внутригруппового и межгруппового сотрудничества при решении учебно-практических задач: ведение диалога, выстраивание монологического высказывания;
высокий рейтинг оценки профессиональных качеств учителя по следующим критериям: эрудиция - 48%( от 100 % опрошенных учащихся); коммуникативность - 60 %, ораторские способности - 52 %, предметная подготовленность - 36%, идеологическое воздействие - 36 % - позволяет сделать вывод о значительном влиянии преподаваемой данным учителем дисциплины на формирование мировоззренческой позиции ученика;
учащиеся имеют стабильно высокие результаты обучения – качество знаний по результатам итоговой аттестации - 82%;
по итогам педагогического и психологического мониторингов в классах создан положительный фон обучения (средний процент комфортности обучения в классах - 98 %);
у учащихся проявляется высокая мотивация и интерес к предметам, об этом свидетельствует активность участия и стабильно высокие результаты в различного рода конкурсах